Рабочая программа для второй младшей группы

Рабочая программа второй младшей группы 

Рабочая программа (далее Программа) для второй младшей группы  (далее вторая младшая группа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 257» (далее Учреждение) разработана и реализуется в Учреждении на основе:

— Образовательной программы МБ ДОУ «Детский сад № 257» (далее ОП)

Рабочая программа направлена:

  • создание условий развития воспитанника , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации воспитанников .

При реализации данной Программы большое значение имеет:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого воспитанника;
  • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого воспитанника;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • обеспечение развития воспитанника в процессе воспитания и обучения;
  • обеспечение участия семьи в жизни группы и учреждения в целом.

Программа ориентирована на активное освоение воспитанниками от 3-х до 4-х лет разнообразных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных и трудовых) и соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей. Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе режимных моментов, в рамках непосредственно образовательной деятельности, а так же в разных формах как совместной, так и самостоятельной деятельности ребенка. Обучение воспитанников строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность. В большей степени, развивающие и образовательные ситуации, проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, особое место уделяется организации условий для самостоятельной деятельности воспитанников по их выбору и интересам.

Построение педагогического процесса при реализации рабочей программы предполагает использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций. В основе рабочей программы лежит комплексно–тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, в основу которого положена идея интеграции содержания образовательных областей, объединенных общей темой, т.к. интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности воспитанников.

Цель:

  • достижение наилучших результатов по становлению творческой, интеллектуальной, духовно, физически и культурно-развитой личности, способной к осознанному восприятию явлений окружающего мира и саморазвитию.
  • обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества;
  • создание равных условий для развития воспитанников, имеющих разные возможности.

Являясь комплексной, Программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация рабочей программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Задачи:

  • обеспечение условий охраны и укрепления здоровья воспитанников;
  • развитие и обогащение двигательного творчества и воображения воспитанников , оздоровительная и коррекционная работа;
  • формирование психического здоровья и эмоционального благополучия;
  • развитие способностей и познавательной активности, логического и творческого мышления, подготовки воспитанников к школе;
  • художественное развитие воспитанника посредством театра, музыки, изобразительной деятельности;
  • социально-нравственное развитие воспитанника, его социальная адаптация;
  • организация дополнительных образовательных услуг за рамками проекта образовательной программы.

Генеральной линией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие личности ребенка, которое происходит в процессе присвоения им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении. Все это делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным (а не предметным, как в школе). В такое содержание образования входят:

  • информация из разных областей действительности, которое в результате активного присвоения воспитанником  становится знанием;
  • способы и средства деятельности воспитанника, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой);
  • способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях;
  • набор определенных личностных качеств (активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, толерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамотно вести себя в природном окружении).

Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития воспитанников. Такой подход позволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.

Содержание Программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти направлениям (образовательным областям):

  • социально — коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно — эстетическое
  • физическое развитие

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно — исследовательской деятельности): для воспитанников дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Предлагаемое программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Они отличаются многообразием: показ и объяснение, постановка задач проблемного характера, проведение экскурсий, бесед, организация детского экспериментирования как с предметными, с природными объектами, так и с текстами, использование игровых приемов, мотивирующих деятельность воспитанников и пр. Они отвечают как возрастным особенностям воспитанников, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для успешной реализации поставленных образовательных задач.