Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР средняя группа
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по коррекции речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Чистая и правильная речь является одним из важнейших условий всестороннего развития ребенка чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психологическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 — 5 лет с тяжелыми нарушениями речи (далее с ТНР), зачисленными в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения на основании заключения ТПМПК.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе адаптированной основной образовательной программы ДО для детей с ТНР.
Разрабатывая рабочую программу (далее Программа), мы руководствовались Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями СанПиН, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Так же были рассмотрены и заложены в основные направления Программы следующие законодательные акты: Государственная Концепция дошкольного воспитания (1989), «Конвенция о правах ребёнка», в соответствии с которой воспитание должно быть направлено на развитие ребёнка, его умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объёме (ст. 29).
Срок реализации программы — 1 год (с 01.09.2020 по 30.05.2021 года). Данная Программа обеспечивает разностороннее развитие воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Воспитанники с ТНР – это особая категория воспитанников с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К ним относятся воспитанники с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Цель Программы: проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в том числе — воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР).
Программа обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие его личности.
Доступное и качественное образование воспитанников дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:
– реализация адаптированной основной образовательной программы;
– коррекция недостатков психофизического развития воспитанников с ТНР;
– охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития воспитанника с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого воспитанника с ТНР как субъекта отношений со сверстниками, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности воспитанников с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности воспитанника, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям воспитанников с ТНР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников с ТНР;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.