Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи старшая группа
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого воспитанника и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с тяжелыми нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольной образовательной организации.
Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда рассчитана на один учебный год и предназначена для воспитанников с 5 до 6 лет с общим нарушением речи (ОНР), посещающих старшую группу для детей с тяжелыми нарушениями речи. Данная Рабочая Программа (далее Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учреждения (далее Учреждение), характеризующим систему комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ «
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
- Положение о логопедических группах ДОУ;
- разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Программа разработана с учетом целей и задач адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) МБ ДОУ «Детский сад №257». В ней определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи.