Беседа с ребёнком с целью выявления, пополнения представлений о школе, активизация словарного запаса
— Рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе.
— Рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей.
— Задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?
— Сходить с ребенком в магазин, где продают канцелярские товары, или на школьную ярмарку.
— Дидактическая игра «Подбери признак»: портфель (какой?) — кожаный, вместительный, яркий, большой … .
— Дидактическая игра «Четвертый лишний».
· Ручка, резинка, мяч, пенал.
· Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.
— Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных).
· У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.
— Дидактическая игра «Подскажи словечко».
· Быть должны всегда в порядке твои школьные … (тетрадки).
· Чтобы было, где писать, в школе нам нужна… (тетрадь).
СТИХИ И ЗАГАДКИ
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
Сели птицы на страницы.
Знают быль и небылицы. (Буквы)
Уважаемые родители,
чтобы процесс обучения ребёнка грамоте шел интересно и непринуждённо для ребёнка, а материал получаемый на занятиях у логопеда закреплялся, рекомендую Вам для занятий с ребёнком дома приобрести:
1 Азбуку с разрезными буквами для складывания и чтения слов (можно самим распечатать на компьютере все буквы черного цвета или — согласные синие, а гласные – красные) по 2-3 штуки каждой буквы.
2 Азбуку «весёлую» с разноцветными буквами (кубики, пазлы, магнитные буквы и т.п.)
3 Раскраски, прописи (для дошкольников по обучению письму, знакомству с буквами)
На логопедических занятиях в детском саду учитель-логопед проводит занятия по обучению грамоте. Дети в игровой форме знакомятся с буквами, учатся писать слоги, слова, предложения. Приобретают навыки звукобуквенного анализа, чтения.
На конец учебного года ребенок, будущий первоклассник,
должен знать и уметь ответить на вопросы, выполнить задания:
Уважаемые родители!
Протестируйте своего ребёнка по каждому пункту!
1 Рассказать о себе и своей семье (свою дату рождения, имена, отчества родителей, место работы , адрес и т.д)
2 Знать и последовательно называть времена года, месяцы, дни недели, части суток.
3 Владеть обобщающими понятиями и процессом классификации по лексическим темам (посуда, мебель, овощи, фрукты, профессии, дикие и домашние животные и их детёныши, дикие и домашние птицы, насекомые, транспорт, одежда – обувь -головные уборы, продукты )
-Назови по 5-6 предметов из каждой группы.
— Что лишнее и почему? (яблоко, апельсин, помидор, груша)
4 Придумывать предложение(по картинке, по заданному слову, о ком-то или о чём-то)
5 Составлять рассказ из 6-8 предложений (по картине, по серии картин, из личного опыта, по данному началу)
6 Придумывать (или выбирать из картинок) 5-6 слов на любой заданный звук.
7 Определять место заданного звука (начало, середина, конец) в слове:
— В каком месте в слове спрятался звук Ш: кошка, шуба, малыш?
8 Знать буквы , писать печатными буквами слоги , слова, небольшие предложения(списывая или под диктовку) Владеть навыком осмысленного чтения по слогам.
9 Объяснять и различать понятия: звук-буква, слог-слово-предложение – рассказ
10 Делить слова на слоги. Придумывать слова из 1 слога, из 2-х, 3-х слогов
11 Определять количество слов в предложении. Придумывать предложение из 2,3,4,5 слов
12 Выполнять звукобуквенный анализ слов (рисовать или выкладывать схему слова). Давать характеристику каждому звуку: гласный или согласный, согласный твёрдый или мягкий, звонкий или глухой.
Образец: КИНО -В слове «кино» два слога КИ-НО, первый звук Кь. Он согласный мягкий, глухой. Второй звук И. Он гласный. Третий звук Н. Он согласный твёрдый, мягкий. Последний звук И.Он гласный.
Учитель-логопед Мецлер Т.В.