Зайцева Л.В.

Учитель-логопед:

Зайцева Любовь  Васильевна

«Почётный  работник  общего образования Российской  Федерации». Ветеран  труда.

 

Максимальное  влияние  на  развитие  коммуникативно-речевых  способностей  детей  оказывает  создание  комфортных  во  всех  отношениях  условий   развития,  воспитания,  обучения   и  коррекционно-развивающей  среды.

По  мнению  учёных,  социокультурное   окружение  и  его предметная  среда –

мощный  фактор детского развития.

Кабинет  учителя-логопеда

Структура  предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы,  подбором  предметного  содержания,  своеобразием  пространственного  расположения  необходимых  игр  и  пособий.  Создание  условий,  способствующих  преодолению  речевых  дефектов  и  развитию  речевых  возможностей  дошкольника,  эффективно  только  в  хорошо  оснащённом  логопедическом

кабинете.  Коррекционно-образовательная   среда,  необходимая  для  реализации  идей  развивающего  обучения,  в  моём  кабинете  продумана,  организована  в  пространстве  и  разделена  на  центры:

  • центр  индивидуальной  работы;
  • учебный  центр;
  • центр  развития  микромоторной  деятельности;
  • центр  хранения  наглядно-дидактического  материала;
  • центр  театрализованной  деятельности;
  • методическая  копилка;
  • рабочее  место  логопеда.

Центр  индивидуальной  работы

находится  около  окна  таким образом,  чтобы  свет  падал слева.  На  стене  зеркало  размером  100 х70 см  с  дополнительной  подсветкой,  перед  ним  стол  для  индивидуальной  работы, на  котором  вата, спирт,  зонды,  салфетки,  одноразовые  шпатели,  песочные  часы.  В верхней части зеркала расположены фотографии, отражающие  образец  выполнения  артикуляционных  упражнений.

В  этом  центре  организуются индивидуальные  и  подгрупповые  (2-3 ребёнка) коррекционно-ориентированные  занятия  по  устранению  недостатков  звукопроизношения.  Особое  место в центре  индивидуальной  работы  и  в  предметном мире  ребёнка занимает  игрушка. Она  является  другом,  партнером  в  игре,  собеседником.  Это обязательно должен быть одушевлённый  персонаж.  Поэтому  ключевым  персонажем  является  КОЛОБОК  с  ярким  подвижным  язычком,  с  помощью  которого  легко  объяснить  малышам   упражнения  артикуляционной  гимнастики,  ГНОМ,  приглашающий  в  гости  друзей,  предлагающий  разные  игровые  задания  для  закрепления  материала  и  преподносящий  неожиданные  сюрпризы,  которые  вызывают  у  детей  живой  интерес,  побуждает  к  речевой  активности.

 

Учебный  центр

В  основу  наполняемости  учебного  центра  входят  рабочая доска  с  подсветкой,  столы с регулирующими  ножками  разной  высоты и  стулья,  соответствующие   росту  детей  по  рекомендациям  СанПиНа;  магнитная  настенная  азбука;  магнитные  домики  на  дифференциацию  звуков;  игровое  полотно  «Поле  Чудес»;   кукла  ПЕРВОКЛАССНИЦА.  Содержание  работы  в  учебном  центре  определяется  в строгом  соответствии  с  Программой  коррекции  нарушений  речи  при  общем  её  недоразвитии:  диагностика  и  коррекция  дефектов  речи;  развиваются  фонематический  слух,  навыки звукового  анализа  и  синтеза;  формируются  и  совершенствуются  лексико-грамматические  конструкции,  развивается  связная  речь  и  проводятся  занятия  по  обучению  грамоте;  коррекция  и  развитие  психических  функций,  связанных  с  речью  и  т.д.  Центральным  моментом  логопедической  работы  является  создание  у  детей  мотивации,  побуждающей  их  овладеть  тем,  что хочет  у них сформировать  логопед.  На  основе  этой  потребности  строятся  разные  типы  мотивации,  с  помощью  которых  можно  побуждать  детей  охотно  усваивать  новое  содержание.

 

Центр  развития  микромоторной  деятельности

Уровень  развития  речи  детей  находится  в  прямой  зависимости  от  степени  сформированности  тонких  движений  рук,  способствующий  развитию  внимания,  аналитического  мышления,  памяти,  зрительного  и  слухового  восприятия,  зрительно-моторной  координации.  Мысль  и  глаз  ребёнка  двигаются  с  той  же  скоростью,  что  и  рука.  Систематические  упражнения  по  тренировке  движений  являются  мощным  средством  повышения  работоспособности  головного  мозга.  Поэтому,  в  логопедическом  кабинете  представлен  богатый  и  разнообразный  материал  по  микромоторной  деятельности.  В  систему  игр  включены  игровая  пальчиковая  гимнастика,  пальчиковый  театр, разные  виды  штриховок,  раскрашивание,  графическое  письмо,  работа  с  полосками-липучками  на  ковролине,  нанизывание  бус,  мозаика,  пазлы,  работа  с  трафаретами, шнуровка,  выкладывание  предметов  из  счётных  палочек,  игра  «Чудесный  мешочек»,  материал  для  зрительных  и  слуховых  диктантов,  выкладывание  фигур  из  геометрических  фигур.  Имеется  картотека  на  проведение  пальчиковой  гимнастики  и  физминуток.

Центр  театрализованной  деятельности

Чтобы  преодолеть  закомплексованность  детей  с  ОНР,  логопеду необходимо вести  большую  работу  по  активизации  личности.  Это  поможет  детям  адаптироваться  к  новым  условиям  в  школе.С большим  удовольствием  ребята  принимают  участие  в  инсценировках  хорошо  знакомых  русских  народных  сказок,  в кукольном  театре,  любят традиционный  пальчиковый  театр, который  оказывает  благотворное  влияние  на  речь  ребёнка,  помогает  убрать  напряжение  не  только  с  самих  рук,  но  и  с  губ,  снимает  умственную  усталость;  развивает  кисти  рук, они  становятся  более  подвижными  и  гибкими, что  поможет  в  дальнейшем  овладеть  навыками  письма.   Поведение  детей  становится  более  раскованным,  речь  получает  эмоциональную  окраску;  театрализованная  деятельность  оказывает  неоценимую  помощь  детям  в  развитии  диалогической  речи,  её  выразительности  и  произносительной  чёткости.  Первые  признаки  ожидаемых  результатов  по  адаптации  детей  к  новым  условиям  проявились  при  приёме  детей  в  школу: беседы  с  родителями  показали,  что  дети  были  активны  при  собеседованиях,  общительны,  не  замыкались  в  себе.

Наглядно-дидактический  материал  в логопедическом кабинете  строго  систематизирован.  Он  хранится  на  открытых  полках  по  разделам: ФОНЕТИКА,  ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ  ВОСПРИЯТИЕ И  ЗВУКОВОЙ  АНАЛИЗ,  ЛЕКСИКА,  ГРАММАТИКА,  ОБУЧЕНИЕ  ГРАМОТЕ,  СВЯЗНАЯ  РЕЧЬ,  МЕЛКАЯ  МОТОРИКА,  ДЫХАНИЕ,  ПСИХИЧЕСКИЕ  ПРОЦЕССЫ. Материал  содержится  в  закрытых  пронумерованных  папках. К  разделу  «Связная  речь» имеются  большие  предметные  и  сюжетные  картины,  серии  сюжетных  картин,  схемы  для  составления  рассказов, таблицы  на  основе  мнемотехники,  картины  для  составления  рассказов  и  пересказов  по  типу  цепной  организации,  индивидуальные  карточки-пиктограммы для составления предложений, рассказов.

Центр  хранения  наглядно-дидактического  материала

К  разделу  «Фонематическое  восприятие  и  звуковой  анализ»  имеются  схемы слов,  пеналы  для  звукового  анализа, пиктограммы,  звуковички,  шапочки  с  символами  гласных  и  согласных,  твёрдых  и  мягких звуков;  а  также  набор  из  20  картин  «Звучащее  слово»,  пособие  «Занимательная  фонетика» звуковые  сигнальные  фишки,  игровое  полотно «Поле  Чудес»;  Весёлый  поезд,  крупные  разрезные  слоги.

К  разделу  «Фонетика»  детям  предлагаются  различные  фонетические  игры,  имеется большое  зеркало,  зеркала  для  индивидуальной  работы,  на  фотографиях – образцы  выполнения  артикуляционных  упражнений,  дидактический  материал  по  исправлению  недостатков  произношения  у  детей  Н.И.  Соколенко  «Посмотри  и назови»,  набор  рабочих  тетрадей,  фонетические  рассказы  и  т.д.

Для  формирования,  развития  и  совершенствования  словарного  запаса,  грамматического  строя  языка  разделы «Лексика»  и  «Грамматика»  оснащёны  наглядным  материалом  лексико-грамматических  конструкций  по  всем  лексическим  темам.

Разнообразный  материал  содержится  в  разделе  «Обучение  грамоте»: большая  касса,  индивидуальные  кассы,  слоговые  таблицы,  таблицы  с  пропущенными  буквами  и т.д.

Содержание  наглядно-дидактического  материала  отражено  в  картотеке  кабинета,  а  также  имеется  паспорт  логопедического  кабинета.

 

В  разделе  «Методическая  копилка» собраны  авторские  разработки  домашних  заданий  с  разнообразным  игровым  материалом  по  закреплению  лексико-грамматических  категорий  и  связной  речи  по  всем  лексическим  темам,  а  также  задания  по  подготовке  к  обучению  грамоте  в  старшей  группе  и  обучению  грамоте  в  подготовительной  к  школе  группе,  в  этих  разработках  имеет  место  развитие  фонетико-фонематического  восприятия  и  звукового  анализа  и  синтеза.

Рабочее  место  учителя-логопеда оборудовано   столом  «Капелькой»,  двумя  стульями,  а  также  имеются технические  средства  обучения   (ТСО):  ПК  с  набором  обучающих  компьютерных  программ,  магнитофон  с  аудиозаписями  (фонотека  лесных  птиц,  домашних  животных,  шум  морских  волн – на  релаксацию).

 

Рядом  с  рабочим  местом  учителя-логопеда  на  полке  хранится  документация  и  необходимая  методическая  литература.

Взаимосвязь  с  родителями

Информационный  стенд   и  ширма-раскладушка  для  родителей  расположены  в  приёмной  комнате  группы.  Они  содержат  советы  и  рекомендации  учителя-логопеда  о  развитии  и  коррекции  речи  детей,  изучаемый  материал, новую  букву.

Приёмный  день  для  родителей – четверг (с 17.00 до 19.00).

Добавить комментарий