Учитель-логопед:
Зайцева Любовь Васильевна
«Почётный работник общего образования Российской Федерации». Ветеран труда.
Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания, обучения и коррекционно-развивающей среды.
По мнению учёных, социокультурное окружение и его предметная среда –
мощный фактор детского развития.
Кабинет учителя-логопеда
Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания, своеобразием пространственного расположения необходимых игр и пособий. Создание условий, способствующих преодолению речевых дефектов и развитию речевых возможностей дошкольника, эффективно только в хорошо оснащённом логопедическом
кабинете. Коррекционно-образовательная среда, необходимая для реализации идей развивающего обучения, в моём кабинете продумана, организована в пространстве и разделена на центры:
- центр индивидуальной работы;
- учебный центр;
- центр развития микромоторной деятельности;
- центр хранения наглядно-дидактического материала;
- центр театрализованной деятельности;
- методическая копилка;
- рабочее место логопеда.
Центр индивидуальной работы
находится около окна таким образом, чтобы свет падал слева. На стене зеркало размером 100 х70 см с дополнительной подсветкой, перед ним стол для индивидуальной работы, на котором вата, спирт, зонды, салфетки, одноразовые шпатели, песочные часы. В верхней части зеркала расположены фотографии, отражающие образец выполнения артикуляционных упражнений.
В этом центре организуются индивидуальные и подгрупповые (2-3 ребёнка) коррекционно-ориентированные занятия по устранению недостатков звукопроизношения. Особое место в центре индивидуальной работы и в предметном мире ребёнка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Это обязательно должен быть одушевлённый персонаж. Поэтому ключевым персонажем является КОЛОБОК с ярким подвижным язычком, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики, ГНОМ, приглашающий в гости друзей, предлагающий разные игровые задания для закрепления материала и преподносящий неожиданные сюрпризы, которые вызывают у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.
Учебный центр
В основу наполняемости учебного центра входят рабочая доска с подсветкой, столы с регулирующими ножками разной высоты и стулья, соответствующие росту детей по рекомендациям СанПиНа; магнитная настенная азбука; магнитные домики на дифференциацию звуков; игровое полотно «Поле Чудес»; кукла ПЕРВОКЛАССНИЦА. Содержание работы в учебном центре определяется в строгом соответствии с Программой коррекции нарушений речи при общем её недоразвитии: диагностика и коррекция дефектов речи; развиваются фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза; формируются и совершенствуются лексико-грамматические конструкции, развивается связная речь и проводятся занятия по обучению грамоте; коррекция и развитие психических функций, связанных с речью и т.д. Центральным моментом логопедической работы является создание у детей мотивации, побуждающей их овладеть тем, что хочет у них сформировать логопед. На основе этой потребности строятся разные типы мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать новое содержание.
Центр развития микромоторной деятельности
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, способствующий развитию внимания, аналитического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации. Мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Поэтому, в логопедическом кабинете представлен богатый и разнообразный материал по микромоторной деятельности. В систему игр включены игровая пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, разные виды штриховок, раскрашивание, графическое письмо, работа с полосками-липучками на ковролине, нанизывание бус, мозаика, пазлы, работа с трафаретами, шнуровка, выкладывание предметов из счётных палочек, игра «Чудесный мешочек», материал для зрительных и слуховых диктантов, выкладывание фигур из геометрических фигур. Имеется картотека на проведение пальчиковой гимнастики и физминуток.
Центр театрализованной деятельности
Чтобы преодолеть закомплексованность детей с ОНР, логопеду необходимо вести большую работу по активизации личности. Это поможет детям адаптироваться к новым условиям в школе.С большим удовольствием ребята принимают участие в инсценировках хорошо знакомых русских народных сказок, в кукольном театре, любят традиционный пальчиковый театр, который оказывает благотворное влияние на речь ребёнка, помогает убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость; развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма. Поведение детей становится более раскованным, речь получает эмоциональную окраску; театрализованная деятельность оказывает неоценимую помощь детям в развитии диалогической речи, её выразительности и произносительной чёткости. Первые признаки ожидаемых результатов по адаптации детей к новым условиям проявились при приёме детей в школу: беседы с родителями показали, что дети были активны при собеседованиях, общительны, не замыкались в себе.
Наглядно-дидактический материал в логопедическом кабинете строго систематизирован. Он хранится на открытых полках по разделам: ФОНЕТИКА, ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ, ЛЕКСИКА, ГРАММАТИКА, ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, МЕЛКАЯ МОТОРИКА, ДЫХАНИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Материал содержится в закрытых пронумерованных папках. К разделу «Связная речь» имеются большие предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, схемы для составления рассказов, таблицы на основе мнемотехники, картины для составления рассказов и пересказов по типу цепной организации, индивидуальные карточки-пиктограммы для составления предложений, рассказов.
Центр хранения наглядно-дидактического материала
К разделу «Фонематическое восприятие и звуковой анализ» имеются схемы слов, пеналы для звукового анализа, пиктограммы, звуковички, шапочки с символами гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; а также набор из 20 картин «Звучащее слово», пособие «Занимательная фонетика» звуковые сигнальные фишки, игровое полотно «Поле Чудес»; Весёлый поезд, крупные разрезные слоги.
К разделу «Фонетика» детям предлагаются различные фонетические игры, имеется большое зеркало, зеркала для индивидуальной работы, на фотографиях – образцы выполнения артикуляционных упражнений, дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей Н.И. Соколенко «Посмотри и назови», набор рабочих тетрадей, фонетические рассказы и т.д.
Для формирования, развития и совершенствования словарного запаса, грамматического строя языка разделы «Лексика» и «Грамматика» оснащёны наглядным материалом лексико-грамматических конструкций по всем лексическим темам.
Разнообразный материал содержится в разделе «Обучение грамоте»: большая касса, индивидуальные кассы, слоговые таблицы, таблицы с пропущенными буквами и т.д.
Содержание наглядно-дидактического материала отражено в картотеке кабинета, а также имеется паспорт логопедического кабинета.
В разделе «Методическая копилка» собраны авторские разработки домашних заданий с разнообразным игровым материалом по закреплению лексико-грамматических категорий и связной речи по всем лексическим темам, а также задания по подготовке к обучению грамоте в старшей группе и обучению грамоте в подготовительной к школе группе, в этих разработках имеет место развитие фонетико-фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.
Рабочее место учителя-логопеда оборудовано столом «Капелькой», двумя стульями, а также имеются технические средства обучения (ТСО): ПК с набором обучающих компьютерных программ, магнитофон с аудиозаписями (фонотека лесных птиц, домашних животных, шум морских волн – на релаксацию).
Рядом с рабочим местом учителя-логопеда на полке хранится документация и необходимая методическая литература.
Взаимосвязь с родителями
Информационный стенд и ширма-раскладушка для родителей расположены в приёмной комнате группы. Они содержат советы и рекомендации учителя-логопеда о развитии и коррекции речи детей, изучаемый материал, новую букву.
Приёмный день для родителей – четверг (с 17.00 до 19.00).