Мецлер Т.В.

Мецлер Татьяна Владимировна

  Должность:                     учитель – логопед

   Образование: высшее, Каз.ПИ им. Абая, дефектологический факультет

   Стаж:        педагогический -27 лет

                      в данном учреждении – 9лет                                                                                      

 Уровень квалификации:       высшая квалификационная

                                                             категория

 

Интерактивная  предметно-пространственная среда логопедического кабинета

Дошкольный возраст ребёнка является сензетивным периодом развития речи. Доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Среда стимулирует развитие личности, инициативности, развивает коммуникативные способности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованное пространство. В условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи такой средой является не только группа, но и логопедический кабинет, который обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно-восстановительную, психологическую и социальную помощь детям с нарушением речи и их родителям.

Основной задачей в работе учителя-логопеда считаю  не только исправление речи своих подопечных, но и развитие познавательной деятельности и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Речевые нарушения разной степени тяжести часто влияют на коммуникативные способности ребёнка, препятствуют полноценному общению его со сверстниками, окружающими . Поэтому учитель-логопед ведёт параллельную работу по преодолению дефектов речи и развитию коммуникативных способностей у детей. Использую в своей работе комплексно-игровой метод организации занятий как наиболее соответствующий особенностям детей дошкольного возраста и в полной мере способствующий развитию навыков общения(коммуникации).

Повысить эффективность коррекционной работы помогает созданная мною интерактивная предметно – развивающая среда логопедического кабинета.

При создании кабинета была поставлена цель:

Создание современной интерактивной речевой среды логопедического кабинета в соответствие с ФГОС.

Задачи:

  • зонировать кабинет на центры по применению и оснащению с целью эффективного использования пространства помещения;
  • организовать среду соответствующую  санитарно-гигиеническим нормам, обеспечивающим здоровьесбережение детей на занятиях;
  • оборудовать кабинет интерактивными многофункциональными играми и пособиями по коррекции разных сторон речи детей.
  • создать условия для развития коммуникативных способностей каждого воспитанника.

Предметно-развивающая среда кабинета  организована в соответствии с принципами:

  • Доступности

материал для самостоятельных игр детей хранится на нижних открытых полках, материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках

  • Системности

весь материал систематизирован по разделам, пронумеровано и внесено в картотеку каждое пособие; каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.

  • Здоровьесбережения

имеется основное и дополнительное освещение над зеркалом и доской; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте ножки; стены кабинета окрашены в теплый спокойный светло-лимонный цвет, т.к. окно выходит на северную сторону;

мебель, ковёр на полу также имеет светлые пастельные тона; для игр с детьми на полу имеются дополнительные разноцветные подушечки)

  • Природосообразности, учета возрастных особенностей детей

мебель регулируется по росту детей данной группы; наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы. Все настенные пособия находятся на уровне детей.

  • Мобильности и трансформируемости

кушетка имеет складные ножки и по мере надобности может раскладываться или убираться; настенные пособия (ковролин, электронные картины, дидактические объёмные куклы и др.) легко снимаются со стен и переносятся во время занятий или игр; тумбочки имеют колёсики и легко выкатываются; детские столы на время фронтальных занятий отодвигаются от доски; зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами-жалюзи.

  • Интерактивности, полифункциональности, вариативности

Наглядно-методический материал и многие пособия имеют много вариантов их использования (в зависимости от возраста детей, задачам обучения, количеством участников). Располагаемый на них материал может вноситься или убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, кармашков. (Например: для ковролина имеются картинки на липучках, полоски-липучки, буквы на липучках; на электронную картину картинки крепятся магнитами,  у дидактических кукол есть кармашек, в котором меняются картинки или буквы; в окошки Звуковых замков можно вставлять картинки или буквы; настольно-печатные игры имеют варианты для детей разных возрастных групп) Дети имеют возможность взаимодействовать с любым пособием  в группе сверстников, в паре «ребёнок-взрослый» или «ребёнок-ребёнок», так и индивидуально.

  • Эстетичности и коммуникативной привлекательности

Наглядно-методические пособия и игры сделаны из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически привлекательные и вызывающие у ребёнка желание взаимодействия и общения

Среда кабинета  учителя-логопеда представляет собой специально оборудованное помещение для групповых, индивидуальных занятий с детьми. Кабинет оснащен наглядно – дидактическим материалом, мебелью, кушеткой, имеется раковина для мытья рук, дополнительное освещение над зеркалом и доской, имеется пожарная сигнализация.

 

По оснащению и применению кабинет разделён на центры:

— Центр индивидуальной работы

— Учебный центр

— Центр интерактивных панно(«Волшебных картин»)

— Сенсомоторный центр

— Центр хранения наглядно дидактических пособий

и  документации, ТСО

— Рабочее место логопед

          

Центр индивидуальной работы

находится в наиболее освещенном месте около окна, свет слева. На стене имеется зеркало 100×70 см. с дополнительной подсветкой, перед ним стол для индивидуальной работы. Имеется инструментарий для постановки звуков, который хранится в закрытом контейнере, материалы для обработки (вата, спирт, салфетки и т.п.) хранятся на пластмассовой полке-этажерке. Над зеркалом расположены фотографии с артикуляционной гимнастикой. В центре имеется мобильная раскладная кушетка для массажа и постановки звуков.

 

 

Учебный центр

В центре расположена настенная офисная доска 90х60 см. с подсветкой; столы и стулья с регулирующимися ножками(1,2,3 группа мебели) для занятий с детьми отодвигаются для фронтальных занятий от доски на необходимое расстояние; магнитная настенная азбука; настенная дидактическая кукла — Мудрый Гном (ведущая игрушка кабинета, хозяин); три настенных замка с гномами Звуковичками (красного, синего, зелёного цвета), в которые по мере прохождения звуков и букв «поселяются звуки» (картинки);  индивидуальные разноцветные подушечки  для занятий на ковре.

 

Центр интерактивных панно и пособий

включает в себя настенные пособия: ковролин с набором липких ленточек, картинок на липучках для создания картин (по лексическим темам, для составления творческих рассказов, изображения предметов или букв и т.д.); электронная «Волшебная картина» с мобильными картинками на магнитах на развитие звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи; «Говорящая азбука»- настенная электронная игра. На двери находится «Звуковая полянка» с фото детей, приходящих на занятия. Кабинет оснащен световым планшетом. Игры на планшете помогают развивать у детей мелкую моторику, пространственную ориентировку и графические навыки.

Также в процессе взаимодействия происходит не только обучение детей и закрепление знаний, но и развитие коммуникативно-социальных навыков, преодоление психологических проблем (речевого негативизма, страхов, связанных с речевым дефектом).

 

Сенсомоторный центр

находится в доступном для детей месте на нижних полках офисной стенки. Данный центр  содержит материал для самостоятельных игр детей на развитие мелкой моторики, дыхания, лексико-грамматического строя (мозаики, шнуровки, пазлы, кубики, пирамидки, прищепки, вертушки, настольно-печатные игры и т.п.)

 

Центр хранения пособий и  документации

находится на верхних полках стенки возле стола логопеда.  Весь материал систематизирован по разделам, пособия пронумерованы: звукопроизношение, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи, обучение грамоте. Имеются картотеки по всем разделам. Наглядно-методический материал по лексическим темам хранится в папках, в папках-коробах расположены дидактические игры и пособия по разделам. На открытых верхних полках расположены авторские пособия: «Страна Кубикония», серия электронных игр «Весёлый огонёк». На нижней полке располагается методическая литература и картотека к ней. Документация логопеда хранится в шкафу рядом с рабочим местом.

Рабочее место учителя-логопеда

Рабочее место учителя-логопеда оборудовано столом «Капелька», стулом, ПК, принтером

В кабинете имеются ТСО: магнитофон с аудиозаписями, компьютер с набором обучающих компьютерных программ для детей, фонотекой звуков окружающего мира, детскими песнями и т.п.

 

 

Добавить комментарий