ДЕРЕВЬЯ
— Предложите детям назвать деревья:
· Березы, клены, тополя, липы, дубы, елки, сосны.
— Рассмотрите строение дерева:
· Ствол, ветки, листья, корни.
— Понаблюдайте и расскажите, как можно отличить одни деревья от других. (По стволу, коре, листьям).
— Понаблюдайте и объясните детям, почему одни деревья называют лиственные, другие — хвойные.
— Предложите детям назвать деревья во множественном числе со словом много:
· В лесу растет много берез, тополей, осин, кленов, дубов, елок, сосен.
— Игра «Назови ласково».
· Береза — березка — березонька. Дуб — дубок — дубочек.
— Вместе с детьми определите, как назвать лист березы — березовый, клена — кленовый, тополя — тополиный, яблоня — яблоневый.
— Отметить, как изменился цвет листьев на деревьях с приходом осени.
Полюбуйтесь нарядом осенних деревьев.
— Предложите детям рассказать, что происходит с листьями осенью. Использовать в рассказе слова:
· Вянуть, засыхать, облетать, листопад.
ЗАГАДКИ
Его весной и летом.
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)
Жаль озябшего бедняжку —
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Лес)
Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
Учитель-логопед
Зачупейко А.В.