— Знают ли ваши дети, какое сейчас время года?
— Предложите им назвать осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) и признаки осени:
· Наступило похолодание, на деревьях появились желтые листья, засохла трава, птицы улетели в теплые края; дни стали короче, ночи длиннее и т. д.
— Объясните детям значение словосочетаний:
· Моросит дождь; земля похожа на красивый ковер; по небу гуляют серые тучи; исчезли цветы; желтеют листья; листопад.
Понаблюдайте за этими явлениями.
— Прочитайте детям рассказы об осени и заучите с ними стихи.
— Предложите им рассказать:
· О ранней осени; о середине осени; о поздней осени; о погоде осенью (какая она?); чем заняты люди на огороде, в саду.
— Расскажите, как птицы, насекомые, звери готовятся осенью к зиме. Для чего звери делают запасы на зиму? Чем детям и взрослым нравится осень?
— Учить образовывать слова-признаки:
· Какая погода бывает осенью, если идет дождь — дождливая, дует ветер — ветреная, на улице холодно — холодная, пасмурно — пасмурная, сыро — сырая, хмуро — хмурая, ясно — ясная.
ЗАГАДКИ
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья.
(Осень)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
Учитель-логопед
Алексеева З.В.