I.Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением диких животных наших лесов: лисы, волка, медведя, белки, зайца, бобра, лося, ежа, рыси.
Поговорите о внешних признаках животных, называя их части тела, об их повадках. Закрепите в словаре обобщающее понятие «дикие животные». Попросите вспомнить названия детёнышей этих животных. Какие из этих животных хищники, а какие – травоядные? Назови их.
II. Обогащайте и активизируйте словарный запас ребёнка через лексико-грамматические игры и упражнения.
1. Игра «Что у кого?» Ребёнок называет части тела у того или иного животного,
например: У медведя есть туловище, голова, пасть, морда, четыре лапы. У
него маленькие круглые уши и маленький хвостик и т.д.
2. Игра «Угадай по описанию»
Огромный, косолапый, бурый, неуклюжий, сильный, зимой спит,…(медведь).
Рогатый, большой, с копытами, зимой ест кору молодых деревьев (лось).
Рыжая, хитрая, хищница, плутовка, воровка, …(лиса).
Трусливый, косой, любит морковку, …(заяц). Серый, злой, голодный …(волк).
3. Игра «Кто где спит?» Закрепить употребление предлога В.
… Собрались однажды вечером на лесной поляне дикие звери. Долго они играли,
веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошёл в свой домик.
Хитрая лиса — в нору, серый волк – в логово, медведь – в берлогу, белка – в дупло,
а пушистый белый зайчик — под кустиком устроился … , потому что …
4. Игра «Кто у кого?» Закрепить употребление существительных в родительном
падеже с предлогамиУ, В, С.
В логове у волка – волчица с волчатами. В норе у лиса – лиса с лисятами. В
берлоге у медведя – медведица с медвежатами. В дупле у белки – бельчата. Под
кустом у зайца – зайчиха с зайчатами и т.д.
5. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Образование притяжательных прилагательных.
Обратить внимание на окончание слов. Это важно!
Из дупла высунулась мордочка (чья?) — ………………….. .
Из норы торчал большой рыжий хвост (чей?) — …………………. .
Среди травы виднелось длинное ухо (чьё?) — ………………… .
Серый хищник открыл свою пасть. Чья пасть? — ………………….. .
За деревьями мелькнули большие ветвистые рога. Чьи рога? …………………. .
III. Игра «Четвёртый лишний». Волк, лиса, ёж, кошка.
Корова, собака, свинья, лось.
Лиса, лошадь, баран, бык.
Коза, медведь, белка.заяц.
IV. Пальчиковая гимнастика.
а) Ёж, медведь, барсук, енот — Поочерёдное соединение большого пальца
Спят зимою каждый год.с остальными пальцами сначала одной
Волка, зайца, рысь, лису руки, затем другой.
И зимой найдёшь в лесу.
б) Сидит белка на тележке, — Хлопки ладонями и удары кулачками друг о
Продаёт она орешки.друга попеременно.
Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому
Кому в роток, кому в зобок, кому в лапочку.
V. Выучить загадки: * Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.(медведь)
* У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора.
* Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк).
VI. Связная речь. Составить рассказ-описание о диком животном.
Учитель-логопед
Зайцева Л.В.