Группа № 1 «Ладушки»

Первая младшая группа № 1 «Ладушки»

(общеразвивающая)

Воспитатели:

Васильева Марина Сергеевна

                             

В группе выделено несколько центров по следующим направлениям:

Речевой уголок

В его оборудование входят игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

Цель: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

— Формирование фонематического восприятия и слуха.

— Развитие артикуляционной моторики.

— Закрепление навыков правильного произношения звуков.

— Закрепление навыков, полученных на занятиях.

— Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

— Развитие связной речи.

— Развитие мелкой моторики.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

— артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)

— пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

— пособия для развития мелкой моторики (пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

— материал по звукоподражанию (шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации.)

— игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схемы слов)

— игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

— игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

Уголок художественной литературы

В нем собраны книги для чтения детям, таких авторов, как Сутеев, Ушинский, Маршак, Чуковский, Барто, Михалков и т. д) русские народные сказки, сказки народов мира, загадки, скороговорки, потешки, книги о животных

Цель: создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.

Задачи:

— Образовательные — создание положительной мотивации к обучению чтению; знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями; знакомство с классиками детской литературы; обучение поиску знаний в художественных текстах.

— Развивающие — формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора; развитие эмоционального отклика на содержание книг; развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом; формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов; развитие памяти и фантазии; стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса.

— Воспитательные — привитие любви к литературе; воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений; нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д. Одна из обязательных для организации зон в групповом помещении — книжный уголок.

В нашем мире стремительно развивающихся технологий, киноиндустрии и массмедиа ребёнок не должен растеряться и лишиться возможности обрести верного и мудрого спутника жизни — книгу. Она открывает мир вечных ценностей, учит доброте в увлекательной для детей форме. Рассматривая обложки и иллюстрации книжек, ребёнок совершенствует навыки зрительного восприятия. Из рассказов и сказок дети извлекают новую информацию — так развиваются познавательно-исследовательские способности. Образы литературных героев и фрагменты прослушанного сюжета появляются в сюжетно-ролевых играх и рисунках воспитанников — приобщение к миру литературы способствует раскрытию творческого потенциала, активизации воображения. На основе любимых книжных историй проводятся игры-драматизации и разучиваются диалоги по ролям — уделяется внимание речевой деятельности ребёнка. 

Патриотический уголок

Цель: ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям.

Задачи: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детсада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.

Благодаря материалам, представленным к уголку, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

Материал работы по социально-нравственному воспитанию:

  1. -тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);
  2. -тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)
  3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы народного декоративно-прикладного искусства, народный театр.
  4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.). 

Центр строительно-конструктивных игр

Для развития строительных игр детей второго-третьего года жизни необходимо показать детям, как надо строить. Важно, чтобы эти первые постройки опирались на предметы, хорошо известные детям, — забор, ворота, стол, стул, домик, мост. Для сооружения этих построек детям надо дать такой материал, который был бы устойчив, чтобы уже соединение двух-трех деталей напоминало бы тот предмет, который задумали построить. Важно, чтобы у детей возникло желание строить, играть с постройкой.

Цель: способствовать повышению интереса детей к конструированию и моделированию, развитию логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, воспитание чувства дружбы, коллективизма, самостоятельности, бережного отношения к оборудованию уголка.

Задачи:

— Продолжать учить различать и называть основные строительные элементы (кубики кирпичики и т.д.)

— Побуждать создавать конструкции из разных деталей

— Подводить детей к анализу созданных построек

— Побуждать детей создавать постройки по замыслу (выбор темы, отбор материала), учить их обыгрывать, объединять в сюжетную игру

— Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробку после окончания игры.

Содержательная насыщенность нашего центра состоит в следующим:

— средний деревянный конструктор с цветными элементами;

— комплект «строительный набор Томик»;

— мелкогабаритные конструкторы «Лего»;

— конструктор «Ферма»;

Каждый вид конструирования в первой младшей группе имеет свои особенности, но все они важны для развития малыша. Создавая постройку из строительного материала, различных конструкторов ребёнок отражает знания об устройстве окружающего мира, получает конкретный материальный продукт, предназначаемый в основном для практического применения — игры. Задача воспитателя — поддерживать детский интерес к этому полезному виду деятельности, подбирая увлекательные темы и создавая положительную мотивацию.

Островок безопасности

Ребенок часто не понимает, насколько опасны игры с огнем. Стенд в доступной форме поможет объяснить, насколько серьезными могут быть последствия пожара и как предупредить возгорание. Важной задачей уголка является знакомство детей с опасными вещами, с которыми не стоит баловаться. Это спички и зажигалки, розетки, бытовые электроприборы и нагреватели.

Цель: формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

— показать и рассказать об опасности профессии

— закрепить знания об орудиях труда для борьбы с пожаром и их назначением

— воспитать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях

— пополнить словарный запас.

Уголок пожарной безопасности содержит информацию о том, как действовать при возникновении огня. Наглядный материал поможет ребенку выучить наизусть телефон для вызова пожарных. Как не паниковать и правильно вести себя в опасной ситуации. Какие действия помогут дождаться спасателей, если не удалось выйти из здания самостоятельно.

В результате у детей сформированы:

  1. представления о полезных и опасных сторонах огня, о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения;
  2. желание научиться находить правильные решения в опасных ситуациях;
  3. знания о необходимости заботливого отношения к себе, к людям, к миру.

Создания уголка безопасности дорожного движения позволяет в игровой форме обучить и сформировать безопасное поведения детей на проезжей части.

Цель:

Обеспечить накопление представлений о различных видах транспорта, о назначении светофора и пешеходного перехода у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Формировать элементарные знания о правилах безопасного поведения на дороге.

Задачи:

— Дать детям представление о разновидностях транспорта.

— Отметить характерные отличительные признаки транспорта.

— Формировать у детей представления о правилах поведения на проезжей части.

— Познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом.

— Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику, активизировать словарь.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями ПДД и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицахдорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Уголок ИЗО

Уголок изобразительной деятельности в детском саду – это центр формирования творческого потенциала детей, развития эстетических чувств, художественного восприятия, воображения, а также интереса к самостоятельной деятельности в изобразительном искусстве.

Следует отметить, что в процессе самостоятельной творческой деятельности детей происходит закрепление навыков и умений владения изобразительными материалами и средствами, способами воплощения своих замыслов.

Цель: формирование творческого потенциала детей средствами традиционных и нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи: формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, его предметам и явлениям, формирование интереса к произведениям искусства, воспитание устойчивого интереса к творческой деятельности развитие эстетических чувств, художественного восприятия и образных представлений, воображения и фантазии, творческих способностей развитие художественного творчества, интереса к самостоятельной деятельности в изобразительном искусстве, удовлетворение детской потребности в самовыражении.

В уголке творчества имеются: цветные карандаши, гуашь, пальчиковые краски, акварельные краски, фломастеры, ватные палочки и диски, кинетический песок, пластилин, доски для лепки, салфетки влажные, цветная бумага и картон, клей ПВА, раскраски.

Все необходимые материалы и средства есть в нашем уголке ИЗО, соответствуют возрасту, интересам и доступны детям. Выбор материалов для творчества разнообразен. Есть место, где выставляются готовые детские работы, как индивидуальные, так и коллективные.

Также мы постоянно устраиваем выставки творческих работ наших воспитанников для родителей. Ведь им всегда интересно увидеть рисунки и поделки своих малышей.

Центр сюжетно-ролевой игры

Игровой центр создаёт условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, перенося полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

Игра начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Для этого ребёнку нужны атрибуты или предметы заместители, которые он мог бы использовать для игры.

Цель: осуществление всестороннего развития ребенка младшего возраста через сюжетно-ролевые игры

Задачи:

— обогащать игровой опыт детей;

— создавать игровые ситуации, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи;

— обучать детей младшего возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей;

— воспитывать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми;

— развивать познавательные способности детей.

Уголок сенсорного развития

Цели совместной с воспитателем деятельности в уголке сенсорного развития – освоение детьми новых познавательных действий, формирование важнейших представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Совместная деятельность в уголке сенсорного развития осуществляется во время ООД, а также может организовываться в течение дня в подгрупповой и индивидуальной форме. В соответствии с принципом комплексно-тематического планирования совместная деятельность организуется с учетом актуальной на данной неделе темы.

Задачи:

— обогащать сенсорный опыт детей;

— развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина);

— развивать внимание, память;

— развивать слуховую дифференциацию, тактильные ощущения, температурные различия;

— развивать мелкую моторику.

Целевые ориентиры познавательного развития в раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
  • стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • знает названия окружающих предметов и игрушек.